Главная » 2015 » Июнь » 14 » Сценарий "һабантуй"
14:54
Сценарий "һабантуй"
Сабантуй—праздник труда, любимейший праздник татарского народа. В великолепии сабантуя сливаются воедино и красивые издревле обычаи трудового народа, и песни его, и пляски, и волнующие обряды, и кипящая радость праздника.

Сабантуй—это праздник древний и новый: словом, сабантуй—это праздник. Он бывает летом, когда заколосится рожь и отцветает уже, кутаясь в едва приметные облачка пыльцы. В празднике этом участвуют и нефтяник, и химик, и рабочий, и учёный, и артист. В неделю сабантуя окрыляются души.

Сабантуй—праздник хозяев земли, земли благодатной, в которой собирают обильные урожаи: помогают им в этом высокая техника и наука. Сабантуй издревле интернационален, в праздновании принимают участие все народности, живущие на Волге.

Корни этого обычая уходят вглубь, в седую историю. Сабантуй—праздник пристойный и светлый. По сложившейся ещё в глубокую старину традиции на майдан не пускают буянов и задир, более всего не любят на сабантуе пьяных. Таким, хоть и жаждут они побороться, на середину круга пути нет. Ввалиться в пьяном виде на майдан – проявить неуважение к народу, к старейшинам-аксакалам, наблюдающим за порядком во время игр.

Судят борьбу самые уважаемые старики. Теперь уже во многих краях учитывается весовая категория борцов, за почётное звание батыра Сабантуя схватываются даже приехавшие из городов опытные мастера спорта. Однако их участь решается всё теми же аксакалами. Строго смотрят они за борцами, так как определение батыра—гвоздь программы сабантуя. Когда завершается праздник, качают его всем майданом, чуть ли не до небес.

Подарки и призы, доставшиеся батыру, обычно собирают его родные. Сам батыр и пальцем не прикасается к ним. Бережно, как что-то дорогое и заветное, окружив его плотно, ведут к повозке, дугу украшают многообразными дарами и едут домой. С отъездом батыра с майдана расходятся.

Вот он какой, Сабантуй, народный праздник. Древний обычай, милый нашему сердцу.



Пословицы и поговорки татарского народа

Консультация для воспитателей

Жил-был один обманщик. Прибежал однажды в страдную пору в поле и кричит: «Пожар. Пожар!» Бросили люди работу и бегом в деревню. А там всё спокойно, нет никакого пожара. Рассердились односельчане на обманщика, отругали его, а тот только посмеивается.

Но вот в другой раз действительно случилась беда6 загорелся дом того самого обманщика. Снова прибежал он в поле, стал кричать и звать на помощь. Но люди думали, что он опять хочет обмануть их, и не тронулись с места. Так и сгорел дом обманщика.

Намекая вот на такой случай, в народе говорят: «У обманщика дом сгорел, но никто в это не поверил»

Как не трудно заметить, в этой пословице осуждаются ложь и обман. Из жизненного происшествия делается поучительный вывод: если человек когда-нибудь обманул других, то люди не станут верить уже и в правдивые слова.

Цельный, хоть и маленький рассказ, уложился в одну строчку пословицы. Стало это возможно потому. Что пословица и есть назидательное изречение, в котором выражена мудрость народа, его жизненный опыт и наблюдение. Причём опыт и наблюдения народов, накопленных в течении долгих веков. Их правдивость и достоверность многократно проверялись и подтверждались жизнью.

Своеобразная поэтическая форма пословиц: в ней есть внутренний ритм , нередко рифма тонкое созвучие. Благодаря своим литературным достоинствам, пословица украшает нашу речь, делает её выразительной и приятной для слуха.

Пословица—один из основных и наиболее популярных видов творчества каждого народа. И татарским народом создано бесчисленное множество глубоко содержательных, правдивых, остроумных и художественно ярких пословиц. В пословицах ярко выражен духовный облик народа, его нравы, его мораль. Эти короткие двустишия проникнуты любовью к родине, чувством долга и коллективизма. В них звучит храбрость, отвага, честность, скромность, уважение к старшим. Но пословица—это не только воспевание положительных образов. Она едко и безжалостно бичует такие человеческие пороки как лень, трусость, предательство, зависть, ложь, невежество. Вероятно, поэтому в татарском фольклоре пословицы иногда называются изречениями древних. Пословица была верной и доброй попутчицей народа в продолжение всей его истории, помогала ему лучше устраивать жизнь, бороться против врагов.

Добрый человек—подмога в беде.

Дурной человек—помеха везде.

Коли нет у души зрачков

И глаза на лбу, как дырки от сучков.

У плохих людей и язык злой.

Доброе слово душу радует,

Злое слово душу уродует.

Время потерял—счастье проморгал.

Больше знай, меньше болтай.

Щедр на слова, скуп на дела.

Донос—на сердце нож.

Говоря даже в шутку,

Подумай хоть минутку.

Ответить добром на добро—дело каждого человека,

Не ответить добром на зло—дело мужчины.

Рыба гниёт с головы.

Без костей рыбы не бывает.

Рыбак рыбака видит издали.

Яблоки не растут на сосне.

Зимы без весны не бывает.

Глядя на небо, не споткнись.

На солнышко не гляди: ослепнешь.

Рыба в воде не тонет.

У рыбы нет языка.

В колодце рыб не бывает.

Без воды рыба жить не может.

В основе многих татарских поговорок, пословиц лежат глубокое уважение к труду как самому высокому моральному качеству, мысль о важности наследования опыта и мастерства старших молодым. В них как в зеркале, отражены все его наиболее характерные обычаи и традиции: «Джигиту мало знать и семьдесят профессии», «Кто трудится—не тужит, кто не работает—не проживёт», «Во сто крат славен мастеровой своими учениками», «Дерево можно узнать по плодам, а человека по делам», «Без совета работа не спорится».

Эти житейские заповеди родились в седую старину из практики народа, в полном соответствии с его образом жизни.
Категория: Мусульманские | Просмотров: 495 | | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar