Главная » 2015 » Июнь » 14 » Сценарий День памяти и скорби (22 июня) в доме культуры
12:27
Сценарий День памяти и скорби (22 июня) в доме культуры
1. На сцене под фонограмму «Рио-рита» танцуют 6-8 воспитанниц, другие 2-3 воспитанницы прогуливаются, ведут разговор, читают книги… Картина мирной жизни прерывается фонограммой гула самолетов, взрывов снарядов – все останавливаются, замирают.

Голос за кадром – объявление о начале войны.

Под фонограмму «Священная война» на сцену на смену воспитанницам мирного времени выходят воспитанницы в военной форме с ружьями, в шинелях с вещмешками.

Чтец 1.

Его зарыли в шар земной, а он был – лишь солдат.

Всего, друзья, солдат простой, без званий и наград!

Чтец 2.

Ему, как мавзолей, земля - на миллион веков!

И млечные пути пылят вокруг него с боков…

Чтец 3.

На горных скатах тучи спят, метелицы метут,

Грома тяжелые гремят, ветра разбег берут!..

Чтец 4.

Давным-давно окончен бой… Руками всех друзей

Положен парень в шар земной, как будто в мавзолей…

Чтец 5.

Давно прошла война… Но никогда не затянутся раны в сердцах людей! Уже почти никого не осталось в живых из тех героев.

Чтец 6.

И только пожелтевшие треугольники солдатских писем будут напоминанием о тех, кто подарил нам жизнь и мирное небо.

Картина II «Письма памяти»

На экране рисунки детей. Выходят воспитанницы.

Воспитанница1. Привет, мой дорогой, любимый папочка! Как ты там, на войне? Мы очень соскучились по тебе. У нас все хорошо. Вчера подрались было с Васькой, но вспомнили тебя, и стало стыдно. Больше не будем ссориться. Ты только поскорее приезжай!

Воспитанница 2. Здравствуй, милый папка! Ну что, уже, наверное, мало осталось фашистских гадов? Папка, пришли мне, пожалуйста, пистолет, гранату и нож- финку, и тогда я тоже поеду и убью проклятого Гитлера, чтобы война быстрее закончилась!

Воспитанница 3. Дорогой папочка, почему нет от тебя так долго писем? Хоть строчку напиши, мол, жив, здоров. А то мамка плачет, и бабуля с ней. А мне сон приснился вчера, будто ты меня ругаешь, что я на речку сбежала…Я учусь хорошо, стараюсь… Ты только возвращайся, ладно?

Воспитанница 4. Привет, папка! Получили письмо, что тебе дали медаль. Ты герой, я всем рассказала. А мы тоже играем в войну, тренируемся. Вдруг война надолго – приедем, поможем! Уж мы-то покажем фашистам «кузькину мать»!

Воспитанница 5. Милый, дорогой мой папочка! Получили письмо, а в нем пишут, что ты погиб. Мама плачет, а я не верю! Вот и пишу тебе. Папка, приезжай живой, слышишь? Яблоня, что ты посадил, зацвела, и соловей на ней по ночам поет – не уснешь! Тоже тебя зовет! Приезжай, я твой любимый борщ сварю, а Петька на гармошке сыграет, он, знаешь, как научился? Я знаю, это все вранье! Ты приедешь скоро, правда? Хоть во сне приснись, папочка…

Хореографическая зарисовка «Письма памяти» в исполнении воспитанниц 8-х классов

Чтец 7. Молитва защитника.

Всемилостивый Господи! Пошли нам разум и силы!

Прекрати наши раздоры, зажги в сердцах наших российское братство!

Сильных и честных - озари и поставь на путь…

Слабым – дай бодрость, молодых – укрепи…

Всех же нас – объедини, вразуми и направь на путь истины!

Господи, спаси наше Отечество!

Картина III

Отрывок из спектакля воспитанниц по повести Б. Васильева «А зори здесь тихие»

1.Воспитанница: Женщина и война – понятия несовместимые. А что с войною совместимо?! У войны не женское лицо…

2.Воспитанница: В мир приходит женщина,

Чтоб свечу зажечь.

В мир приходит женщина,

Чтоб очаг беречь.

В мир приходит женщина,

Чтоб любимой быть.

В мир приходит женщина,

Чтоб детей родить.

В мир приходит женщина,

Чтоб цветком цвести.

В мир приходит женщина,

Чтобы мир спасти.

Слайд № 29,23

Воспитанница: И вот, захваченная смертельным ураганом войны, понимая, что ей не место на кровопролитнейшей войне, что у войны не женское лицо, она встала на защиту Родины – матери, на защиту солнца, земли, детей, могил предков. На защиту будущего человечества, на защиту самой жизни. И стало у войны лицо и женским, и детским, и стариковским. И заалела кровь народа. И всколыхнул Россию женский плач.

1. Фонограмма из к/ф «А зори здесь тихие» (на экране заставка из спектакля). Отрывок из спектакля: (пять воспитанниц 10х классов)

Лиза. Перед тем как лезть в дряблую жижу, она затаенно прислушалась, а потом деловито сняла с себя юбку, шагнула в болото.

Жидкое месиво цеплялось за бедра, волоклось за ней, Лиза с трудом, задыхаясь, продвигалась вперед.

Вдруг…огромный бурый пузырь вспучился перед ней, не успев вскрикнуть, рванулась в сторону. Всего на шаг в сторону, а ноги сразу потеряли опору, повисли где-то в зыбкой пустоте, и топь мягкими тисками сдавила бедра. Лиза лицом вниз упала в холодную жидкую грязь.

— Помогите!.. На помощь!.. Помогите!..

Жуткий одинокий крик долго звенел над равнодушным ржавым болотом. Хрипя, выплевывала грязь и тянулась, тянулась к нему - к прекрасному синему небу…

Лиза в последний раз увидела его свет — теплый, нестерпимо яркий, как обещание завтрашнего дня. И до последнего мгновения верила, что это завтра будет и для нее...

Галя. …Немцы шли молча, пригнувшись и выставив автоматы всматривались, каждый миг, ожидая встречного выстрела. С шумом раздались кусты, и из них вдруг Галя. Выгнувшись, заломив руки за голову, метнулась через поляну наперерез диверсантам, уже ничего не видя и не соображая.

— Ма-ма..а-а-а...

Коротко ударил автомат. С десятка шагов ударил в тонкую, напряженную в беге спину, и Галя с разлету сунулась лицом в землю, так и не сняв с головы заломленных в ужасе рук. Последний крик ее затерялся в булькающем хрипе, а ноги еще бежали, еще бились, вонзаясь в мох носками сапог…

Соня. Бежала без опаски по дважды пройденному пути, торопясь притащить ему, старшине Васкову, махорку ту, трижды клятую. Бежала, радовалась и понять не успела, почему пронзительной, яркой болью рванулось вдруг сердце… Нет, успела. И понять успела и крикнуть, потому что не достал нож до сердца с первого удара: грудь помешала.

В расселине, скорчившись, лежала Гурвич, и из-под прожженной юбки косо торчали грубые кирзовые сапоги. Соня тускло смотрела в небо полузакрытыми глазами, и гимнастерка на груди была густо залита кровью…

Женька. Женька не расстраивалась. Она вообще никогда не расстраивалась. Она верила в себя и сейчас, уводя немцев от Осяниной, ни на мгновение не сомневалась, что все окончится благополучно. И даже когда первая пуля ударила в бок, она просто удивилась. Ведь так глупо, так несуразно и неправдоподобно было умирать в девятнадцать лет.

Рита. Рита знала, что рана ее смертельна и что умирать она будет долго и трудно. Пока бол и почти не было, только все сильнее пекло в животе и хотелось пить… Она не жалела себя, своей жизни и молодости, потому что все время думала о том, что было куда важнее, чем она сама. Сын ее оставался сиротой, оставался совсем один на руках у болезненной матери, и Рита гадала сейчас, как переживет он войну и как потом сложится его жизнь…

2. Под фонограмму из к\ф воспитанницы поворачиваются спиной к залу – взрыв, заставка-красный свет и голос за кадром из спектакля «А зори здесь тихие»:

Васков. Что, взяли?.. Взяли, да?.. Немчура проклятая!... Пять девчат, пять девочек было всего, всего пятеро!.. А не прошли вы, никуда не прошли и здохнете здесь, все здохнете!.. Лично каждого убью, лично, даже если начальство помилует! А там пусть судят меня! Пусть судят!..

3. Звучит фонограмма из к\ф «А зори здесь тихие», идут слайды № 24, 117 и переход на следующую картину.

Картина IV

Воспоминания женщин-бойцов с фронта.

1. Музыкальное сопровождение на фортепиано. На экране слайды с передовой № 3, 60, 64, 22, 52, 54,55, 5,20,31,39

1. Воспитанница:

Худенькой нескладной недотрогой

Я пришла в окопные края,

И была застенчивой и строгой

Полковая молодость моя.

На дорогах родины осенней

Нас с тобой связали навсегда

Судорожные петли окружений,

Отданные с кровью города.

Если ж я солгу тебе по-женски,

Грубо и беспомощно солгу,

Лишь напомни зарево Смоленска,

Лишь напомни ночи на снегу.

2. Воспитанница:

Только что пришла с передовой

Мокрая, замерзшая и злая,

А в землянке нету никого,

И, конечно, печка затухает.

Так устала – руки не поднять,

Не до дров, согреюсь под шинелью.

Прилегла, но слышу, что опять

По окопам нашим бьют шрапнелью.

Из землянки выбегаю в ночь,

А навстречу мне рванулось пламя.

Мне навстречу – те, кому помочь

Я должна спокойными руками.

И за то, что снова до утра

Смерть ползти со мною будет рядом,

Мимоходом: «Молодец, сестра!»

Крикнут мне товарищи в награду.

Да еще сияющий комбат

Руки мне протянет после боя:

Старшина, родная! Как я рад,

Что опять осталась ты живою!

3. Воспитанница:

Мы легли у разбитой ели,

Ждем, когда же начнет светлеть.

Под шинелью вдвоем теплее

На продрогшей гнилой земле.

Знаешь, Юлька, я – против грусти.

Но сегодня она не в счет.

Дома, в яблочном захолустье,

Мама, мамка моя живет.

У тебя есть друзья, любимый.

У меня – лишь она одна.

Пахнет в хате квашней и дымом…

За порогом бурлит весна.

Старой кажется: каждый кустик

Беспокойную дочку ждет…

Знаешь, Юлька, я – против грусти,

Но сегодня она – не в счет.

Отогрелись мы еле-еле.

Вдруг – приказ: «Выступать вперед!»

Снова рядом в сырой шинели

Светловолосый солдат идет.

С каждым днем становилось горше.

Шли без митингов и знамен.

В окруженье попал под Оршей

Наш потрепанный батальон.

Зинка нас повела в атаку,

Мы пробились по черной ржи,

По воронкам и буеракам,

Через смертные рубежи.

Мы не ждали посмертной славы.

Мы хотели со славой жить.

…Почему же в бинтах кровавых

Светловолосый солдат лежит?

Ее тело своей шинелью

Укрывала я, зубы сжав,

Белорусские ветры пели.

О рязанских глухих садах.

…Знаешь, Зинка, я – против грусти,

Но сегодня она – не в счет.

Где-то, в яблочном захолустье,

Мама, мамка твоя живет.

У меня есть друзья, любимый,

У нее ты была одна.

Пахнет в хате квашней и дымом,

За порогом бурлит весна.

И старушка в цветастом платье

У иконы свечу зажгла.

…Я не знаю, как написать ей,

Чтоб тебя она не ждала?

2. Фонограмма песни «Журавли» и слайды № 26, 27 и переход к следующей картине слайд №108

Картина V

Драматический этюд «Бухенвальдский набат». Минута молчания.

Вокально-хоровой ансамбль поет 1й куплет песни «Бухенвальдский набат». С другой стороны сцены движется воспитанница-мать с цветами к вечному огню. Склонилась над могилой и обрыв песни фонограммой немецкой речи, лай собак - пошли воспоминания о тяжелых моментах концлагерей – идет сцена из концлагеря – немцы гонят детей (6 воспитанниц военнопленных и 4 немки). Воспоминания обрываются – хор продолжает петь 3-й куплет песни, мать уходит за кулисы.
Стихи про мужество и память. Слайд № 108 – и музыка на минуту молчания.

Картина VI – финальная песня «Птицы белые».

1. Воспитанница: Женщина!

Все победила она:

Боль, и разлуку,

И смерть, и усталость.

Девушка, Мать, и Сестра, и Жена –

Сколько ей счастья и горя досталось!

2. Фонограмма песни «Птицы белые», слайды № 70,71,72, 96, 97, и с 99 по 107 – выход всех участников и ансамбля вокалистов. Исполнение финальной песни «Птицы белые».

Литература:

Дереклеева Н.И. «Мы- патриоты».
Савченко М.Ю. «Мир школьных праздников».
Категория: Государственные | Просмотров: 601 | | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar