Главная » 2015 » Июнь » 14 » Сценарий похода для школьников
18:01 Сценарий похода для школьников | |
При планировании системы экскурсий и походов необходимо также придерживаться следующих принципов: - экскурсии и походы в природу должны обеспечить первоначальное целостное восприятие предметов и явлений природы; - повторные экскурсии следует проводить тогда, когда в наблюдаемых объектах происходят заметные изменения; - расширение содержания знаний, предлагаемых детям на последующей экскурсии должно осуществляться за счет расширения круга наблюдаемых предметов и явлений, а также за счет углубления и конкретизации информации об уже знакомых предметах и явлениях; - должна прослеживаться четкая взаимосвязь между спланированными экскурсиями и походами в природу; - на экскурсиях и в походах воспитательные, обучающие и развивающие задачи должны решаться в единстве . Результативность применения экскурсии и похода обеспечит грамотная реализация педагогом - воспитателем всех их этапов. Первым этапом экскурсии и похода является подготовительный этап. Основная задача педагога на данном этапе – организовать детей, исходя из уже имеющегося опыта, сформулировать цели и задачи, которые необходимо решить на предстоящей экскурсии. В подготовительный этап входят подготовка педагога и подготовка детей. Педагог, в соответствии с программными задачами заранее намечает тему экскурсии, определяет её программное содержание, сроки проведения. Накануне педагог осматривает место, куда планирует повести детей, знакомится с состоянием объектов, уточняет объём знаний для усвоения, формулирует примерные вопросы, продумывает содержание пояснений, подбирает фрагменты стихотворений, пословицы, поговорки. Определяется маршрут экскурсии, размещение детей для наблюдений, отдыха и игр. Большое значение на этом этапе будет иметь стимуляция положительного эмоционального настроя детей, воздействие на их чувства. Воспитатель заранее сообщает детям о экскурсии и её цели, сообщает новые, интересные для детей сведения о объектах и явлениях, с которыми им предстоит встретиться . В отличие от экскурсии поход – это комплексное мероприятие не только по сочетанию задач и видов деятельности, но, прежде всего по своей организации. Его планируют, готовят, обдумывают несколько взрослых — эколог, воспитатель физкультуры, медсестра, методист и воспитатель группы. Совместно они разрабатывают план и сценарий похода, определяют маршрут и решение разных задач по мере его прохождения. Воспитатель вместе с экологом и методистом продумывают, какие наблюдения можно провести с детьми в это время года в этом месте, какие значимые экологические объекты показать на маршруте. Инструктор по физвоспитанию и медсестра обдумывают безопасность похода, физкультурно-оздоровительные включения, организацию отдыха и питания. Эколог планирует показать детям лес как сообщество, продумывает заранее, в каких местах и на каких примерах можно продемонстрировать его «этажи», взаимосвязь обитателей, цепи питания. Природное окружение должно быть хорошо обследовано и изучено взрослыми, что позволит точно составить маршрут, спланировать время и место остановок, отдыха, привала, позволит определить содержание наблюдений и других видов деятельности. Подготовка к походу начинается за несколько дней: воспитатель сообщает детям, куда они пойдут, с какой целью. Предлагает им начать сборы: подобрать рюкзак или поясную сумку, перчатки для труда, спортивную обувь и головной убор от солнца, пакет для сбора интересного природного материала, небольшой сухой паек. Так же воспитатель рассказывает детям, как взрослые готовятся к походу. Ценной является работа с детьми по карте-схеме: вместе с педагогом они прослеживают маршрут, обсуждают, что можно увидеть, кого можно встретить, вспоминают правила поведения на природе, правила безопасности и туризма. Взрослые, которые пойдут с детьми, продумывают свои взаимоотношения и распределяют функции, обсуждают весь сценарий похода — сколько длится первый и последующие переходы, где будут остановки, чем они будут заполнены, как пройдут привал, уборка территории, питание и возвращение . Чем тщательнее экскурсия или поход будет подготовлен взрослыми, тем ярче и насыщеннее будут детские впечатления, тем больше пользы принесет это путешествие. Начинается подготовительный этап за несколько дней до экскурсии и похода. Завершается – непосредственно перед их началом. Второй этап экскурсии и похода – это организация познавательной и практической деятельности детей. Большое значение на этом этапе будет иметь выбор воспитателем оптимальных методов работы с детьми. Необходимо тщательно продумать, спланировать данный этап, синтетически, комплексно выстроить возможные к использованию наглядные, словесные и практические методы. Стержнем любой экскурсии и похода должно стать наблюдение, сопровождающееся беседой . Наблюдение объектов и явлений природы сопровождается пояснениями и направляется вопросами воспитателя, которые условно можно разделить на три типа: - нацеливающие внимание, требующие констатации фактов (название предмета, его частей, качеств, свойств, действий); - активизирующие, требующие сравнения, сопоставления, различения, обобщения; - стимулирующие творческое воображение, побуждающие к самостоятельным выводам, рассуждениям. Вопросы первого типа преобладают на экскурсиях, обеспечивающих первоначальное ознакомление с явлениями, объектами природы, так как они помогают детям уточнить свои представления, выразить свои знания в слове. Широко используются и вопросы второго типа, активизирующие познавательную деятельность детей и способствующие формированию у них умственных действий. Удельный вес этих вопросов возрастает на повторных экскурсиях, когда объектом наблюдения становятся знакомые предметы и явления, приобретшие лишь новые свойства и качества. Поэтому педагог часто ставит вопросы, требующие установления связей, отношений, сравнения прошлого состояния объекта, явления с настоящим. Вопросы, развивающие творческое воображение, используются в основном в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Так, зимой в лиственном лесу воспитатель может задать им вопрос: как вы думаете, в каком лесу сейчас светлее: в лиственном или хвойном? Почему? Наблюдения, которые проводят воспитатель и эколог, не должны быть длительными, с большими пояснениями, чтобы не утомлять детей. Более уместно обращать внимание детей на интересные явления и задавать вопросы проблемного характера, которые будут побуждать их самостоятельно искать ответы и наблюдать. Очень интересны походы и экскурсии в места, где есть водоемы: детей можно познакомить с водно-прибрежной экосистемой, показать им, кто и почему живет в воде, на берегу, как растения и животные связаны с этим местом, приспособлены жить и в водной среде, и на побережье. Утки, лягушки, стрекозы, комары дают повод для наблюдений, интересного разговора или обсуждения. Как в лесу, так и возле воды детям можно показать растения, которые отсутствуют на участке детского сада: тене - и влаголюбивые, лекарственные, редкие и охраняемые, ядовитые . Так же большое значение приобретают практические методы – различные игры с детьми, сбор природного материала, практическая природоохранная деятельность: развешивание кормушек с кормом в зимнее время, домиков для птиц осенью или весной, ограждение муравейников в теплое время года. С дошкольниками может быть организована уборка и очистка от лесного и бытового мусора своего постоянного места — тропы, поляны, лужайки. Это мероприятие имеет огромное воспитательное значение. Правильная организация этой части похода очень важна — взрослые показывают дошкольникам, как они сами относятся к природе, как любят ее, как заботятся о доме, в котором живут все вместе . При организации похода рекомендуется соблюдать следующие правила: – во время следования дети идут в парах, соблюдая правила дорожного движения; – менее подготовленные дети, гиперактивные, а также те, которые легко отвлекаются, идут впереди; – взрослые идут так, чтобы держать в поле зрения всех детей; – на месте стоянки следить за самочувствием и настроением детей; – дети должны знать, что в походе необходимо выполнять требования взрослых . Третий этап – заключительный. Он направлен на обобщение, закрепление, систематизацию, углубление представлений, полученных детьми в ходе экскурсии и похода в природу, и охватывает всю последующую работу с детьми. Большое значение на этом этапе будет иметь поддержание интереса детей к полученной информации, стимуляция потребности выразить, поделиться своими чувствами, переживаниями, эмоциями. Решить эти задачи можно, используя различные виды и формы организации продуктивных видов детской деятельности (изобразительной, речевой и т.д.) . А так же используются следующие приёмы: - оформление материалов, принесённых из похода и с экскурсии (шишки, жёлуди, камни, сухие листья и т.д.); - оформление альбомов «Наш парк», «Кто живёт в лесу» и т.д.; - оформление фотовыставок; - обобщающие беседы; - организация дидактических, подвижных, театрализованных и сюжетно-ролевых игр. Таким образом, походы и экскурсии в природу являются эффективным средством воспитания и обучения, поскольку в их процессе осуществляется гармоническое развитие всех сторон личности дошкольника. Но оздоровительное, воспитательное и развивающее значение для детей будут иметь лишь те экскурсии и походы в природу, которые правильно подготовлены и организованы. | |
|
Всего комментариев: 0 | |